Russian Old Believer Benefactor in Australia. Part 1

ТАТЬЯНА ТОРЛИНА
ЛЮБОВЬ ПРИМАЧЕК

БЛАГО ТВОРИТ РУССКИЙ КАЗАК ИЗ АВСТРАЛИИ

«Благотворительность — вот слово с очень спорным значени¬ем и с очень простым смыслом. Его многие различно толкуют и все одинаково понимают», писал В. О. Ключевский в 1892 году в своем очерке «Добрые люди Древней Руси». Сегодня, пожалуй, всё уже не так однозначно. Всё чаще можно услышать мне¬ние, что благотворительность вообще не имеет права на существование — в нормальном обществе социальные пробле¬мы должны решаться государс¬твом, а не подачками.

 Поведение человека среди лю¬дей чётко регулируется традициями, поскольку невозможно каждый раз решать для себя, что хорошо и что дурно. Например, уступить в автобусе место старушке считается обязательным. А молодой женщине? Вроде бы не принято. Что же говорить о более сложных и щекотливых ситуациях, таких, как подаяние?

В старину русские любили ни¬щих. Правда, по словам того же Ключевского, на Руси признавали только личную благотворительность — из рук в руки. Жертвователь, дающий деньги сам, совершал своего рода таинство, к тому же верили, что и нищие будут мо¬литься именно за человека, от которого получили подаяние.

Недаром в русском купечест¬ве бытовала присказка: «Бог богатством благословил и отчета по нему потребует». А русские промышленники в большинстве своём были людьми очень набожными. К тому же очень многие из них вышли из старообрядческих семей, в которых религиозность соблюдалась особенно строго. Заботиться о своей душе — благо творить! — главнейшее правило для таких людей. Староверы испокон веку считали благотвори¬тельность наивернейшим путём к Богу.

И они вовсю «благо творили». На средства старовера книгоиз¬дателя К. Т. Солдатенкова построена известная московская городская больница, которую по сей день зовут «Боткинской», хотя правильнее бы ей именоваться «Солдатенковской». С. И. Зимин, представитель крупнейшего старообрядческого клана предпри¬нимателей Зиминых, основал лучший русский частный оперный театр — по популярности он соперничал с императорской оперой. Здесь пели Ф. И. Шаля¬пин и Л.В.Собинов. Именно Зи¬мин принял в свой театр никому тогда не известного И. Коз¬ловского. Знаменитое здание МХАТа полностью построено на старообрядческие деньги чле¬на московской старообрядческой общины Саввы Морозова. Он же финансировал и поста¬новки театра. Впрочем, и «отец» МХАТа К. С. Алексеев (Станиславский) — тоже потомок старооб¬рядцев. Старообрядческие пред¬приниматели (например, П. П. Рябушинский) финансировали и организовывали научные эк¬спедиции. Одну — для отыскания радиоактивных минералов в Забайкалье и на Памире — возглавлял академик В. И. Вернадский. П. М. Третьяков — создатель знаменитой московской Треть¬яковской художественной галереи — тоже происходил из древ¬него старообрядческого купе¬ческого рода и являлся носите¬лем старообрядческой культуры. Надо сказать, что именно старо¬обрядцы к началу 19-го столетия по-настоящему пред-ставлял и тра¬диционную русскую православ¬ную культуру в том виде, в кото¬ром она существовала издавна. Как правило, они были людьми состоятельными и идею спасения души воплощали через устройство окружающего их мира «по-божьи». Благотворительность была для них способом искупить жесткость в деловой сфере, оправдать богатство и заслужить прощение за грехи, прошлые и будущие. Все без исключения промышленники-старообрядцы строили больницы, богадельни, приюты, бесплатные квартиры, учебные заведения. Старообрядчество сделало на ниве благотворительности едва ли не больше всех других конфессиональных и этнических групп Российской империи.

Таковы были староверы. Меж¬ду тем, в нашем сознании они ас¬социируются, как правило, с чем-то чрезвычайно косным и заско¬рузлым. Когда мы слышим слово «старовер», то представляем себе мрачного замшелого бородача в сапогах и рубахе навыпуск или женщину в глухой косынке. А о староверском меценатстве многие из нас и вовсе не слыхивали.

Тем не менее, оно есть. Оно продолжается даже здесь, за тридевять земель от России — в Австралии. По сиднейским улицам, рядом с нами, прогуливаются пешком и ездят в автомобилях те, кто из года в год привычно «благо творит», завещанное старым Православием предков.

Самый известный и самый щедрый из них — Михаил Овчинников. Абсолютно современный человек. (…) Приветлив, улыбчив, с энергичным поворотом головы. Одинаково хорошо владеет рус¬ским и английским языком. Вла¬делец процветающего бизнеса по оборудованию офисов, домов и квартир. И известный жертвователь. Михаил Овчинников считает долгом и честью для себя бескорыстно подставлять своё сильное плечо немалому числу русских людей, которых судьба занесла в Австралию. Он не скупится давать средства на прове¬дение благотворительных балов и концертов, на различные куль¬турные программы для помощи русским австралийцам. Несколь¬ко лет на его деньги в Сиднее издавалась русская православная газета «Слово». Он же спонсиро¬вал детские танцевальные кон¬курсы на приз этой газеты. Благо-даря его финансовой поддержке с концертами проехал по всей Австралии казачий ансамбль из Сибири. Это он, Михаил Овчинников, привёз из России и пока¬зал жителям Австралии археологическую и палеонтологическую cибирскую коллекцию.

Россия — его любовь и его боль. Ему ведомо, что сегодня состоя¬ние церковной жизни староверов восточной России можно назвать застойным, а в некоторых местах даже плачевным. Воинствующий советский атеизм нанёс мощный удар по старообрядчеству, по Иркутско-Амурской епархии, в частности. До недавних пор на всей территории от Иркутска до Тихого океана уцелевшей была все¬го одна церковь — в селе «Доно» Читинской области. Но и в ней долгое время не проходили моления. Эти регионы пострадали как никакие другие. Прервалась духовная преемственность поколений. Возродить традицию могуттолько подвижники веры, — так решил австралиец Михаил Овчинников. Потому-то и выделил средства на строительство старообрядческого собора в Новосибирске. А ещё — профинансировал реставрацию Свято-Николаевского старообрядческого храма в селе Доно. Село и храм выбраны неслучайно. В этой церкви много лет назад крестили его родителей…

To be continued…

Австралийская мозаика. № 15, 2009 год. Страницы: 33-35

Advertisements

Об авторе old believers

Old Believers and Old Ritualists Join us if you want to make our Old Believer and Old Rite Church pure! Paul, Max and all our faithful team
Запись опубликована в рубрике Australia, Old Believers, Russia. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s