Ambivalent bishop

В 2009 году исполняется 100 лет знаменитому решению Московского собора, запретившего в служении епископа Иннокентия Нижегородского и Костромского с 3 февраля по 25 августа 1909 года, который позже стал Белокриницким митрополитом.

Это хороший повод, чтобы вспомнить сего неоднозначного владыку, много сделавшего и хорошего и плохого для старообрядчества России, Бессарабии и Румынии. Часто бывало так, что он, не задумываясь, нарушал церковные каноны, если ему казалось, что это послужит «пользе». Какой? – Это уже иной вопрос.

 Old Rite Bishop Innokenty (Usov) (left) and New Rite Metropolitan Antony (Khrapovitsky), Yugoslavia, 1920s

Cтарообрядческий епископ Иннокентий (Усов) и новообрядческий Митрополит Антоний (Храповицкий), Югославия,  1920-е годы.

Проблема владыки Иннокентия была в том, что он не мог различить до конца — что есть Богово, а что есть кесарево. Будучи пастырем, он, тем не менее, с головой утонул в политических страстях своего времени. Это смешение и неразличение горнего и земного довлело над ним всю жизнь. Впрочем, это было свойственно многим людям его круга. Хорошо известен эпизод, когда владыка Иннокентий вышел однажды на службе кадить.

Сам епископ был очень маленького роста, а сопровождали его два рослых диакона.  Пока он подходил к клиросу, на котором стоял Ф.Е. Мельников, последний довольно громко изрек строчку из 103 псалма: «Животна малая с великими!». Владыка это услышал. Подойдя, стал кадить и скороговоркой произнес: «ту гади, им же несть числа!».

Психическая болезнь подтачивала изнутри этого маленького человека. Когда он уже был митрополитом, она проявилась в начале войны с Россией полным помрачением рассудка. От этой болезни он и умер.

 

У некоторых старообрядцев есть настрой восхвалять владыку Иннокентия за его благие дела. Впрочем, можно задаться вопросом: действительно ли все, что он сделал, было благом? Его современники были настроены более критически. Для сравнения помещаем на нашем сайте две статьи: одна есть апология владыки Иннокентия, в другой – звучит голос его критиков. Обестатьибылипредставленынасимпозиуме Cultura Rusilor-Lipoveni In context National Si International.

1.

Магола Александр Андреевич

(Республика Молдова)

Деятельность владыки Иннокентия Усова в «богоспасаемом Румынском королевстве»

 

После октябрьского большевистского переворота 1917 года вся территория бывшей Российской Империи была охвачена многочис­ленными социальными, политическими, экономическими и духов­ными потрясениями. Кампания по уничтожению духовенства, интел­лигенции, зажиточного крестьянства и дворянства, развернутая большевистскими властями, спровоцировала массовый исход населения в соседние государства.

Политика советского правительства по отношению к старообряд­цам резко изменилось в конце 20-х годов, когда в ходе проводившейся в СССР коллективизации сельского хозяйства была развернута кампания по «ликвидации кулачества как класса». Старообрядческое крестьянское хозяйство в большинстве своем было достаточно зажи­точным, и это дало основание Н.К.Крупской сказать, что борьба с кулачеством есть одновременно борьба со старообрядчеством, внутри которого более крупным и организованным было Белокриницкое согласие. Часть старообрядцев эмигрировала, преимущественно в Румынию и Китай. На территории Румынии русские липоване живут с начала XVIII века, а в 20-30-х гг. XX века здесь селились старообрядцы-беженцы из СССР.

В этот же период бежал в Бессарабию епископ Нижегородский и Костромской Иннокентий Усов, крупнейший писатель и апологет старообрядческой Церкви России конца XIX — начала XX вв. После вынужденной эмиграции в Румынию в 1920 году он становится епископом Кишинёвским. Находясь в Бессарабии, владыка Иннокен­тий активно участвует не только в жизни Кишинёвской епархии, но и других старообрядческих епархий Румынии. В 1921 году, в июле месяце, состоялся Освященный Собор в городе Измаиле. На этом Соборе был избран в митрополиты епископ Иннокентий, в то время занимавший Кишинёвскую кафедру. Избрание епископа Иннокентия в Белокри-ницкие митрополиты было утверждено и Российским старообряд­ческим Собором, состоявшимся в Москве в следующем, 1922 году, в мае месяце. Но занять митрополичью Белокриницкую кафедру ему все-таки не было тогда суждено.

В конце июня месяца 1940 года Бессарабия была захвачена Советским Союзом. Епископу Иннокентию пришлось покинуть город Кишинёв. Он поселился в городе Тульча. Тульчинские христиане обра­тились к нему с просьбой принять в свое управление Тульчинскую епар­хию. На это дал письменное согласие и епископ Савватий Славский, который одновременно управлял Тульчинской епархией с 1927 года. Наосновании сего, Белокриницкий митрополит Силуян и поручил епис­копу Иннокентию управлять Тульчинской епархией и таким образом он стал одиннадцатым иерархом, который управлял этой старинной и значимой епархией.

Ещё до рукоположения в епископский сан, Иван Григорьевич Усов получил в России большую известность как писатель-полемист, напи­савший солидные сочинения в защиту и оправдание старообрядческой Церкви.

Находясь в Румынии, епископ Иннокентий продолжает литерату­рно-богословскую и апологетическую деятельность, направленную на защиту истинной веры от безбожного атеизма. Он пишет и издает много книг, брошюр, статей, молитвенников, церковных календарей, листовок и проповедей религиозного и миссионерского содержания. История издания в Румынии его трудов может стать темой самосто­ятельного исследования. В основном его книги и другие публикации были напечатаны в Кишинёве и других городах ещё перед Второй Мировой Войной.

Успех Кишинёвских старообрядческих изданий был огромен. Многие из них выдержали несколько изданий во Франции, Польше, США, Канаде. Причем, переиздавали их не старообрядцы и не для старообрядческого читателя.

Например, одна из его работ написанная в Кишинёве, «Почему христиане празднуют Воскресенье а не Субботу», была опубликована во Франции, Югославии и Китае. О ней вышли положительные отзывы в парижской газете «Возрождение» и в белградском журнале «Курьер».

На состоявшемся в г. Брэила Освященном Соборе, 25 апреля (8 мая) 1941 года был единогласно избран митрополитом Белокриницким временно занимавший кафедру Тульчинской епархии, епископ Иннокентий.

По возведении в сан митрополита, 27 апреля (10 мая) 1941 года в г. Брэила, епископами Савватием Славским и Тихоном Маньчжурским, митрополит Иннокентий поселился в г.Тульча.

Новому митрополиту не суждено было переехать в Белокриницкую Митрополию и начать там созидательную и восстановительную работу.

Духовное наследие восьмого Белокриницкого митрополита ак­туально и сегодня, когда разные силы в России, Молдове и на Украине, пытаются вовлечь старообрядцев в политическую борьбу или использовать их Церковь в своих политических интересах.

Владыка Иннокентий Усов много потрудился на ниве Божией и достоин быть прославлен в лике святых как исповедник старой веры и страдалец за правду и Святую Церковь. Его жизнь и труды могут служить прекрасным примером не только для верующих старообрядцев но и для всего Православного христианского мира.

Вечная память великому по делам многотрудным и жизни святой святителю Иннокентию!

 2.

 Федорова Алла Ивановна

(Украина)

В защиту Феогена: анализ брошюры С. Никанорова

 

В конце 20-х — середине 30-е гг. XX в. в Измаильской епархии наб­людалось некое противостояние между епископом Измаильским Феогеном и Кишиневским Иннокентием. В этот конфликт поневоле были втянуты старообрядцы всей Румынии. Старообрядческое общест­во было поделено на два противоборствующих лагеря, которые лю­быми средствами пытались очернить друг друга, обвинить во мно­жествах грехах, нарушении церковних правил, недостойном поведении и т.д., обращались даже к фальсификации документов.

Этот событие в разных контекстах неоднократно попадало в поле зрения исследователей старообрядчества (А.Панкратов, А.Пригарин, А.Федорова, Л.Боурош), мы хотим дополнить его анализом брошюры «Обращение к братьям старообрядцам священника Сергия Никанорова», обнаруженной в Измаильском архиве (ф.312, оп.1., д.21). Брошюра издана в 1929 г., ее содержание направлено на защиту Измаильского епископа Феогена (Анисимова).

Священник г.Измаила С.Никаноров обеспокоен ослаблением веры, враждой в старообрядческой среде, что связывает с переселением в Румынию из России в 1920 г. «разстриги Иннокентия» (Усова).

Иннокентию ставилось в вину следующее:

  бросил самовольно Нижегородскую епархию, прибыл в Румынию, не имея никаких документов ни от архиепископа, ни от собора епископов;

  участвовал в революционном съезде зимой 1906 г. в Москве;

  единолично рукоположил в 1908 г. Михаила в епископы;

  вел переписки с Лондоном, хотел объединиться с лютеранской церковью и др.

После смерти в январе 1921 г. митрополита Макария Иннокентий желал занять его место. Но под воздействием Феогена, который, как отме­чает автор, заботится «о благе всей Румынской окружнической Митрополии», «человек… всецело отдавший себя на служение церкви и соблюдающий священные законы и правила», митрополитом был избран Никодим.

Но, по мнению Никанорова, Иннокентий не мог смириться с этим и сфабриковал запрещение еп. Феогена. В ответ на это Феоген под­готовил «Открытое письмо еп. Иннокентию Нижегородскому», на ко­торое не получил ответа.

В заключение работы автор говорит о том, что подал «сердечное, спра­ведливое разъяснение о Епископе Иннокентие и его действиях». Однако в официальной истории старообрядчества изложенные события трактуются иначе.

Реклама

Об авторе old believers

Old Believers and Old Ritualists Join us if you want to make our Old Believer and Old Rite Church pure! Paul, Max and all our faithful team
Запись опубликована в рубрике Old Believers, Romania, Russia. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s