Meropolitan Kornily’s Interview with Edineniye (The Unification — Russian newspaper, Australia). Part 2

Продолжение диалога
Публикация от 25 Января 2010 г.

Статья
Окончание

— РПСЦ, возглавляемая Вами, крупнейшее старообрядческое согласие в России. Сколько у вас приходов и где находятся наибольшие?

Наш главный духовный центр, которому уже больше 200 лет, расположен на Рогожском в Москве. Сейчас он восстанавливается. Мэр Москвы Юрий Лужков взял под опеку его восстановление. Всего за один год был отреставрирован один из центральных храмов, Христорождественский, который был полуразрушен при советской власти. Кафедральный собор был обновлен. Обновлена и колокольня. Это все находится на одной территории. До революции здесь были еще и пруды. Сейчас все восстанавливается так, как это было раньше. Это в Москве. А за пределами столицы, большие старообрядческие общины находятся в Нижнем Новгороде, Новосибирске, Казани, Костроме, Санкт-Петербурге, Барнауле, Ижевске и других городах. Писатель Мельников-Печерский в повести в «В лесах» и «На горах» как раз рассказал об этих местах, куда уходили старообрядцы, чтобы их не преследовали. Активно развиваются старообрядческие общины на Урале. Совсем недавно мы освящали там новый храм. В следующем году планируется завершить еще три храма. Есть общины в новосибирской области в Сибири. Наши духовные центры строятся на Украине, в Молдове.

160 лет назад к нам присоединился греческий митрополит Амвросий, который восстановил трехчинную иерархию. В настоящее время в нашей церкви около 250 приходов.

— В каких еще странах есть старообрядческие приходы?

— Еще одна большая старообрядческая ветвь — это братская Белокриницкая митрополия в Румынии, которая находится в г. Брэила. Служит там митрополит Леонтий. Мы действуем в России, они, в основном, в зарубежье. Существуют старообрядческие приходы и в Австралии и в Америке.

— В Сиднее имеется старообрядческая община при храме Успения Пресвятой Богородицы (священник прот. Тимофей Овчинников), которая подчиняется Румынской митрополии. В Сиднее сейчас находится архиепископ Софроний, возглавляющий их зарубежную Епархию. Не было ли у вас возможности обсудить с руководителями этого старообрядческого согласия возможности более тесного контакта?

— Да, во время визита в Австралию мы встречались и с архиепископом Софронием, и с протоиереем Тимофеем, влиятельными лицами в митрополии, управляемой владыкой Леонтием из румынского города Брэила. Мы говорили о том, что диалог, прерванный в годы советской власти надо продолжать. Уточнить наши границы, которые поменялись, особенно после развала Советского союза. Мы говорим сейчас о Грузии, Прибалтике, других странах — чья это теперь каноническая территория. В Австралии, например, по каноническим законам не может быть два епископа — из Москвы и из Румынии. В одном храме управляет владыка Софроний, а в другом, расположенном невдалеке, владыка Корнилий. Не должно быть так. Нам необходимо прийти к единому мнению, конечно, с учетом установленной исторической истины. Для этого нужен всеобщий старообрядческий Собор.

Мы как раз обсуждали возможность такого Собора с владыкой Софронием и отцом Тимофеем. Только Собор может помочь разрешить сложные и болезненные вопросы, накопившиеся за годы. Так в Австралии все старообрядческие приходы должны управляться одним епископом, из одного центра, из Москвы или Брэилы. Решение должно быть принято на общем Освященном соборе.

— А есть ли разница в ведении службы и церковных канонах у московской и румынской митрополий?

— У наших митрополий нет противоречий в понимании церковных канонов. Каноны одни и те же для обеих Митрополий. Службы также ведутся по одному Уставу.

— Каковы взаимоотношения у Вашей Церкви с Русской Православной Церковью. Я знаю, что в прошлом у старообрядческой церкви было много недоверия. Видите ли Вы возможность сближения?

— Исторически несколько веков мы испытывали гонения и различные притеснения, и поэтому за эти годы утвердилось состояние недоверия. И сразу это изменить нельзя. Да, должно быть одно Христово стадо, по завету Христа. Но врачевание расколов с Божьей помощью все же возможно, и какой-то диалог мы начинаем. Нужно будет сесть за стол переговоров и оценить, что было до раскола, кто погрешил, какая сторона ушла от истинного пути. Подумать, что мы теряем для нашего спасения, когда мы нарушаем издавна существующие традиции. Это двуперстие, из-за которого разделилось общество. На своем Соборе РПЦ в 1971 году признала двоеперстие равноспасительным и отменила клятвы на дораскольные обряды. Но инерция отчуждения сохраняется. А об объединении сейчас нет и речи.

— То есть вы стоите на позиции, что без анализа произошедшего 300 лет назад, сближение, участие в совместных службах невозможно?

— Мы готовы и участвуем вместе с РПЦ в общих благих делах, например, в борьбе с пьянством, наркоманией, другими пороками. Но до общего собора мы еще, безусловно, не дошли. Молиться вместе с ними мы не можем. Это значит, даже общее застолье возбраняется, так как перед трапезой мы должны помолиться.

Но сейчас с обеих сторон созданы комиссии для участия в диалоге. Так что диалог начат, но сколько он продлится — сказать трудно. Конечно, мы не хотим чисто механического объединения, да оно быстро и не получится после 300 лет рассоединения, но работа начата. Работают историки, ученые-богословы, но и сама их церковь возвращается в чем-то к истинным старинным обрядам. Это заметно, например, в церковном пении. Партесное пение, которое заняло место в церкви после раскола, не душеспасительное, в отличие от унисонного. Постепенно такое пение возвращается в РПЦ. Мы призываем вернуться и к повсеместному крещению с троекратным погружением. Слава Богу, что мы ушли от отношений вражды и неприязни и за последние 15–20 лет выстраиваем добрососедские мирные отношения. Конечно, это маленький еще период, чтобы ждать существенный результат, но хотелось бы, чтобы с Божьей помощью все началось. Тактика врага рода человеческого — разделять людей, ослаблять, а потом властвовать. Есть такой рассказ об отце, который умирая, позвал к себе детей и сказал: «Дети мои, держитесь вместе». — А затем попросил принести метлу и предложил ее сломать. Это у них не получилось. — «А теперь вытащите по одному прутику и попробуйте сломать».

Вот так и разделения в церкви, конечно, они ослабляют ее. Мы должны противиться врагу рода человеческого, жить в мире. Есть ведь даже молитва «за обидящих и ненавидящих нас».

— Одна из важных миссий Церкви — поднятие морали в обществе.

— Повышение морали должно начинаться персонально, с каждого отдельного человека. Важно начинать с себя, со своей семьи. Если человек живет в истинной вере, то вся его семья, весь устой, даже внешний вид, говорит о том, что человек живет правильно. С этого и должно начинаться повышение морали общества. Таким путем мораль и будет распространяться через себя, свою семью, общину. Конечно, нужно прикладывать и усилия. В большинстве наших приходов есть церковные школы, где молодежь обучают с молодых лет. Но все начинается с семьи. И как я видел во многих семьях здесь в Австралии, традиции передаются из поколения в поколение правильные.

А если человеку одному не справиться, Господь говорит: «Не бойтесь, я с вами». Уповая на это, мы и живем.

— Благодарю Вас Владыка за ваше время и желание поделиться своими мыслями с нашими читателями.

Владимир Кузьмин, Сидней

Оригинальный полный текст интервью: http://unification.net.au/articles/read/456

Реклама

Об авторе old believers

Old Believers and Old Ritualists Join us if you want to make our Old Believer and Old Rite Church pure! Paul, Max and all our faithful team
Запись опубликована в рубрике Australia, Old Believers, Russia. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s