Old Believers in Bolivia

Старообрядцы в Боливии

Может показаться удивительным, что в Боливии, рассеяные по стране, живут десятки русских крестьянских семей, объединённые верой. Это колония староверов или старообрядцев. Многие века они жили в России, в том числе и в Сибири.

В 20-30-х годах в результате коллективизации, проводившейся коммунистами, у миллионов русских крестьян отняли землю. У староверов ситуация была сложнее вдвойне. Им прошлось бежать не только по политическим причинам, но и по религиозным, так как революция была нетерпима к религии любого типа. А так как староверы не собирались отказываться от своей религии, то их жизнь оказалась в опасности. Собрав свой нехитрый скарб, сотни русских семей, а иногда только вдовы с детишками, переправившись через Амур, укрылись на Китайской террритории. Там они жили до конца 40–х годов, пока китайская революция, так же как и в Росии не начала гонения на русских беженцев и не начала проводить свою аграрную реформу. На этот раз русским староверам пришлось бежать намного дальше. Благотворительные организации позаботились о них.

Погрузившись на пароходы, после длительного плавания, они оказались по другую сторону океана, в Бразилии. А уже оттуда часть из них перебралась в Уругвай, Аргентину, Парагвай, Чили и, наконец, в начале 80-х годов несколько семей прибыла в Боливию, в частности, в её тропическую зону (Санта Крус и Кочабамбa). Правительство пошло им навстречу и выделило им там земли. С тех пор староверы там и живут , по своим канонам, вдали от больших городов. Кое-кто перебрался в Бени, Ла-Пас, но неизменно в жаркие тропические районы, где они занимaются земледелием и животноводством. В основном выращивают рис, кукурузу и в последнее время сою, в чём достигли высоких показателей.

Староверы имеют свой особый образ жизни и соблюдают раз и навсегда установленные правила в неукоснительном порядке, в особенности старожилы, те, что много лет назад приехали из Китая. Одна из укоренившихся традиций – это брак. Каждая семья заинтересована в том, чтобы их подросшие дети как можно раньше (13 лет – подходящий возраст) нашли себе спутника жизни. Между родственниками брак запрещён. Если в России браки улаживали между соседями или в крайнем случае в ближайшей деревне, то в нынешних условиях не остаётся ничего другого, как сесть в машину или на самолёт и искать себе суженную за сотни километров в других колониях, a нередко и за тысячи километров в других странах, так как в настоящее время староверы разбросаны по всему континенту от Аргентины до Канады.

В случае, если юноша или девушка не приглянулись друг другу, брак откладывается и нужно начинать поиски невесты в другом месте. Бывают случаи, когда русские девушки выходят замуж за местных парней. В этом случае избранник обязан принять веру своей невесты и соблюдать традиции строверов как свои, включая освоение языка и чтение святых книг.

В соответствии с установленными канонами, женщина должна иметь столько детей, «сколько Бог даст»; предохраняться от беременности – грех. Дети рождаются в деревне, бабки-повитухи помогают роженице. Ну, а если трудные роды, тогда разрешается обратиться за помощью в больницу.

Если в США и Канаде среди русской молодёжи влияние современной жизни и западные ценности потихоньку берут своё, и говорят они по-русски лишь когда общаются со своими бабушками и дедушками, то в Боливии всё ещё сохраняются столетние привычки и традиции; и если подросток или ребёнок нарушит правило, то не только родители, но и вся община наказывает его морально во время молебна, когда все собираются вместе.

Отличительной особенностью староверов всегда были их жёстские патриархальные каноны, одно из которых — чёткое соблюдение религиозного календаря, записанного в Уставчике. В нём записано, когда какие праздники, что можно кушать в какой день. Даже как одеваться, всё написано в книгах. В каждой деревне есть свой молельный дом, с иконами, литыми из металла (позолоченные или посеребрённые).

Под руководством настоятеля все приходят молиться Богу по крайней мере два раза в день (утром, в 3 часа и днём, в 5). Молятся староверы подолгу и истово. Они считают, что долгая молитва не отнимает силы, а наоборот, их придаёт. В воскресенье и в праздники молитва занимает часы и взрослые её выстаивают на ногах. В эти дни работать запрещается, и никто не осмеливается нарушить это правило (Бог наказывает).

Их крайняя патриархальность выражается и в их бытовых канонах, где записано, что мужчина не должен брить бороду всю жизнь, носить рубаху. Женщинам же не надлежит пользоваться косметикой («каким Бог создал человека, таким он и должен быть»), а носить полагается сарафан до пят и замужним – платок на голове. Стараются всегда носить поясок («он связывает с Богом»).

Все продукты, употребляемые в пищу, такие как овощи, хлеб, мясо (кстати, есть постные дни, когда мяса не едят), должны быть выращены и изготовлены ими самими. Но в настоящее время кое-какие продукты, которые они сами не могут изготовить (например соль, сахар, постное масло), покупаются в магазине. Они не будут есть ни в кафе, ни в ресторане, ни в чужом доме (если это не свои же староверы), тем более в компании с чужими людьми. Для них существует понятие «чистое» и «поганое». Когда они вынуждены удалиться от своего дома, то всегда везут с собой пищу и даже воду.

Учителя (из своих же членов общины) учат детей чтению и письму, чтобы могли читать священные книги, написанные на старославянском языке. Тем не менее смотреть телевизор, ходить в кино, читать светскую литературу считается лицедейством, противным Богу. Хотя не запрещено, чтобы дети ходили в обычную сельскую школу, где они учатся на испанском языке и таким образом могут общаться с местным населением. Обычно староверы не поют и светских песен, стремясь сохранять благочестие, но на праздники, в особенности на свадьбах, где собирается вся деревня, а также родственники из других краёв, они и поют и танцуют. Они ни курят, ни пьют никаких других спиртных напитков, кроме браги, приготовленной ими самими.

Каково будущее этих мужчин и женщин, самоотверженных в своём труде и самозабвенно преданных своей вере? Пожалуй, нельзя его предсказать. Несмотря на их отчаянное сопротивление внешнему влиянию, всё более обуславливающему потребительский образ жизни, молодые люди из среды старобрядцев всё же впитывают в себя современную тенденцию.

Надеемся, что в этой неравной борьбе победителем выйдет их преданность своей вере и oни смогут жить ещё долго по своим моральным и религизным канонам. Не можем сказать, надолго ли они задержатся на этой земле. В любой момент, как уже не раз случалось на протяжении истории староверов, они могут покинуть Боливию и освещённые своей неповторимой верой в Бога, пуститься в путь в поисках своего будущего…

Teкст Владимира Рамиреса Т.

http://orthodoxia.org/lib/1/1/2/5.aspx

Реклама

Об авторе old believers

Old Believers and Old Ritualists Join us if you want to make our Old Believer and Old Rite Church pure! Paul, Max and all our faithful team
Запись опубликована в рубрике Bolivia, Old Believers, Russia. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s