Russian Old Believers in Bolivia

Еще один взгляд внешнего человека на жизнь староверов в Боливии.

+

 Русские староверы в Боливии

Автор: Cветлана Баранова

Ни для кого не секрет, что после церковной реформы, проведенной в середине семнадцатого века в России патриархом Никоном, люди отказавшиеся принять изменения стали жестоко преследоваться. Староверы спасались в Сибири и на Дальнем Востоке. В этих местах было много старообрядческих поселений, в которых сохранялись древние религиозные традиции. Так продолжалось вплоть до революции, которая произошла в 1917-м году. Как мы все хорошо знаем, советская власть не допускала никакой религии, поэтому староверы, у которых религиозные традиции сохранились очень хорошо и были ярко выражены, опять подверглись жесточайшим репрессиям. Да к тому же в результате коллективизации у многих крестьян отняли землю, а старообрядчество подразумевает, что необходимо употреблять пищу продукты, выращенные своим трудом. Все это подвигло многочисленные общины, живущие в восточной части России, двинуться на юг, в Китай. Однако некоторые сразу переехали в Латинскую Америку, ведь часть староверов уже давно проживала в Уругвае.

Те, кто остался в Китае вскоре также подверглись гонениям, поэтому и они были вынуждены уехать за океан. В то время, как о тех, кто уехал в Америку еще в конце девятнадцатого — начале двадцатого веков заботилось русское и уругвайское правительство, ведь у этих стран было определенное дипломатическое соглашение, о староверах, убегающих от советских властей никто не задумывался. В результате они смогли перебраться через океан только при помощи нескольких благотворительных организаций. Из Уругвая часть староверов переехала в Аргентину, затем в Бразилии, Чили и Боливию, а потом отдельные общины были организованы по всей Латинской Америке. Многие семьи успели пожить во всех этих странах, пока в восьмидесятых годах окончательно не обосновались в Боливии. Пожалуй причиной этому послужил радушный прием боливийского правительства, которое выделило староверам землю. К латиноамериканской действительности эти русские привыкли очень быстро, а сейчас и вовсе относятся с невозмутимым спокойствием. Старообрядцы стойко переносят жару, несмотря на то, что открывать тело им негоже. К ягуарам уже тоже привыкли, не особо их боятся, только домашнюю живность от них защищают. Со змеями разговор короткий — сапогом по голове, а кошек заводят не для охоты на мышей, а для ловли ящериц.
С тех пор старообрядческая община в Боливии стала одной из самых больших и крепких во всей Латинской Америке. Что интересно, в отличие например от Уругвая, где потомки русских староверов живут в поселении Сан-Хавьер, боливийские старообрядцы смогли сохранить не только религию и сложившийся несколько веков назад уклад жизни, но и русский язык. Хотя некоторые из них уехали в крупные города, такие, как Ла-Пас или Бени, большинство староверов предпочитает жить в тихих деревушках. Детей в большие города отпускают неохотно, ведь там по мнению родителей, к которым принято прислушиваться, очень много бесовских соблазнов. В деревнях староверы занимаются земледелием и животноводством. Из самых популярных культур, выращиваемых ими, первое место занимают кукуруза, соя и рис. При этом, надо заметить, что это староверам удается лучше многих боливийских крестьян, которые живут на этих землях на протяжении нескольких столетий.

Примечательно, что даже находясь так далеко от своей исторической родины, боливийские староверы сохранили свои уникальные культурные и религиозные обычаи даже лучше, чем их единоверцы, живущие в России. Хотя, может быть, удаленность от русской земли и послужила причиной тому, что эти люди так яро борются за свои ценности и традиции. Сохранности этих самых ценностей способствует также и то, что латиноамериканские староверы не разрешают своим детям вступать в брак с людьми другой религии. А поскольку в Латинской Америке на данный момент проживают около триста русских старообрядческих семей, в которых как минимум пять детей, выбор у молодого поколения достаточно велик. Однако не запрещается жениться или выходить замуж и за коренного латиноамериканца, но он должен обязательно выучить русский язык, принять веру супруга и стать достойным членом общины. Хотя мнения детей относительно брака родители редко спрашивают — в большинстве случаев супруга чаду выбирают еще в подростковом возрасте, в тринадцать — четырнадцать лет.

Община староверов в Боливии — жесткий патриархат. Женщина всегда должна знать свое место. Во-первых, по законам староверов, главные предназначения слабого пола — быть матерью и хранительницей домашнего очага. Поэтому женщины не имеют права предохраняться от нежелательной беременности, детей в семьях старообрядцев очень много. Кроме того, производить на свет дитя мать должна у себя дома, при помощи бабки-повитухи, в больницу разрешается обращаться только в крайне тяжелых случаях. Во-вторых, женщины живущие в староверческой общине в Боливии напрочь лишены тщеславия. Они никогда не выставляют себя напоказ, носят длинные юбки и сарафаны до пола, косметика тоже запрещена. Некоторое послабление дается только незамужним девушкам, им можно не покрывать голову платком. Но не надо думать, что мужчины-староверы деспоты и тираны, сидящие у своих жен на шеях. Для представителей сильного пола есть тоже много неписанных правил, которые они обязаны выполнять всю жизнь. Например, как только у мальчика начинает появляться на лице первый пушок он стает настоящим мужчиной, несущим наравне с отцом ответственность за свою семью. Также боливийские староверы никогда не бреют бороду и носят ее всю жизнь. Равные права у мужчин и у женщин, пожалуй, только в том, что касается управлением автомобилем. В русской старообрядческой общине Боливии за рулем можно увидеть представителей обоих полов.

Строгие правила у них распространяются и на пищу. Староверы едят только то, что вырастили сами и на своей земле. Это правило не распространяются на те продукты, которые очень затруднительно или невозможно получить в домашних условиях, например на соль, сахар, растительное масло. Примечательно и то, что они никогда не будут есть в чужом доме или с чужими людьми, даже идя в гости к незнакомому человеку, староверы берут еду из дома. Нетрудно догадаться, что они даже и не мыслят об обеде в кафе или ресторане. Помимо этого из допустимых спиртных напитков — только домашняя брага, а о таком пороке, как курение, не может идти и речи.

Старообрядцы в Боливии — очень самодостаточная община, но она не оторвана от внешнего мира. Они смогли прекрасно наладить не только свой быт, но и культурную жизнь. Например, праздники справляют там очень торжественно с плясками и песнями, но с такими песнями, которые бы не противоречили их религии. Несмотря на то, что телевизор, к примеру, им смотреть нельзя, они никогда не скучают и всегда знают чем им заняться в свободное время. Кроме того, дети в общине получают всестороннее образование. Наряду с обучением в местной школе, где все занятия проходят, разумеется, на испанском языке, и где они общаются с местным населением, они занимаются и со своими учителями, которые преподают им старославянский и русский языки, ведь священные книги написаны именно на них. Интересно, что все староверы, живущие в Боливии, говорят без малейшего испанского акцента, хотя их отцы и деды уже родились тут, в Латинской Америке. Более того, речь их до сих пор носит явные оттенки сибирского говора.

И конечно же, самые суровые правила, которые чтут боливийские старообрядцы — те, которые касаются религии. Молятся они как минимум два раза в день, утром и вечером. Кроме того, каждое воскресенье и в религиозные праздники служба длится на протяжении многих часов. В такие дни ни в коем случае нельзя работать. Вообще религиозность староверов, живущих в Латинской Америке отличается истовостью и непоколебимостью. Абсолютно в каждой деревне, где они живут, есть своя молельня. Невзирая на то, что вокруг живут преимущественно католики, это нисколько не мешает им сохранять древние обычаи старообрядчества.

В последнее время правительство России активно поддерживает возвращение соотечественников и их потомков, эмигрировавших за рубеж. В рамках этой программы недавно на историческую родину были возвращены и четыре семьи старообрядцев из Боливии. Все они очень рады переезду и говорят о том, что хотя никогда и не видели России, всегда чувствовали тоску по родине, а сейчас ступив на русскую землю наконец-то по-настоящему почувствовали себя русскими. В то время, как взрослые думают о таких серьезных вещах, дети прежде всего радуются тому, что наконец-то увидят настоящий снег. Российское правительство выделило приехавшим землю в тех же регионах, из которых они девяносто лет назад бежали в Китай, то есть в Приморье и Сибири. Сейчас семьи староверов, прибывших из Боливии, настроены очень позитивно. А тем временем в Латинской Америке остается еще много русских староверческих общин, которые продолжают охранять свои устои и традиции вдали от родины.

http://latindex.ru/content/articles/10478/

Реклама

Об авторе old believers

Old Believers and Old Ritualists Join us if you want to make our Old Believer and Old Rite Church pure! Paul, Max and all our faithful team
Запись опубликована в рубрике Bolivia, Old Believers, Russia, Uruguay. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s