South America’s Old Believers: Part 1: Uruguay

Представляем вниманию наших читателей путевые заметки одного из русских путешественников, который сначала решил, что он все выяснит про старообрядцев, а потом понял, что лезть туда, куда тебя не просят, совершенно никчему.

+++

В 15 километрах от Сан-Хавьера находится колония староверов Офир. Колония никакого отношения к Сан-Хавьеру не имеет, появилась на этом месте совершенно независимо от него сильно позже. Мы решлили направиться и туда, посмотреть настоящих староверов.

 Путь до колонии неблизкий. Сначала мы 5 километров прошли пешком, потом нас подвезла до поворота на Офир машина. Дальше надо было идти по грунтовке ещё 7 километров.

road to OphirИ мы уже собрались идти, но тут на дорогу завернула машина полиции и подобрала нас. Мы объяснили, куда мы едем, полицейский, вёзший некую тётеньку, подбросил нас практически до самого въезда в колонию.

Только полицейская машина уехала, со стороны колонии выехал потрёпанный джип и остановился рядом с нами. Там сидел парень с девушкой типичной славянской внешности. Он стал по-испански нас спрашивать чего мы да откуда. «О, из России! По-русски говорите?»- перешёл он на наш родной язык с крайне необычным говором.

 — Да, из России, из Москвы, хотим посмотреть вашу колонию.

 — А, ну посмотрите. Тут недалеко идти. Надолго ли к нам?

 — Да нет, пару часиков посмотрим и поедем дальше. Кстати, как тут выбраться на трассу нам потом?

 — А вот по этой дороге идёте, выйдете на дорогу с асфальтом. «Асфальт» — знаете что такое?

 — ….

 И вот мы пришли в колонию, и дальше произошло наименее ожидаемое из всего возможного — ничего. Вот так вот, да, приехали и ЧО ДАЛЬШЕ? Непонятно, чего тут делать? Колония представляет одну улицу, вдоль неё около 10 домов. Справа по дороге расположено футбольное поле, на нём бегают дети и подростки. Девушки все в самотканных юбках, парни в кафтанах. Просто фантастика какая-то!

old believer socker in uruguay1old believer socker in uruguay 2old believer socker in uruguay 3 И все равно, непонятно чего дальше тут делать? Мы то представляли как-то прибытие в подобное место совсем иначе. Что сразу найдём с кем поговорить, нам что-нибудь расскажут, покажут. С другой стороны мы неоднократно слышали о закрытости староверов и что возможно они не захотят, чтобы мы к ним приходили и вообще не будут дружелюбными. Но тут вообще никакой реакции на нас. Пара машин проехала, помахала нам рукой, но не более того. А на улице то и нет никого. Мы чувствовали себя крайне неудобно, будто пришли на чужой день рождения без приглашения. Прошли туда-обратно улицу в конец пару раз. Трудность ещё в том, что мы в большей степени интраверты, и мне вот как-то неудобно просто так подойти к кому-то на улице и сказать: «Здорово, чувак! Как дела?». И Наташа — интраверт, хоть это не должно быть свойственно её профессии. Но иногда у меня интравертность проходит, если создать правильный настрой. И тут я уже его создал, но как назло и люди совсем с улицы пропали. А стучать в дома с целью потрепаться как-то было совсем мне неудобно.

 Впрочем, через некоторое время некоего мужика мы всё-таки встретили и разговорились. Не то чтобы он был слишком приветливым, но и не то, чтобы старался избежать общения с нами. Снова мы услышали такой русский, который вряд ли ещё где услышишь, русский язык начала XX века. Хотя с непривычки кажется, будто они говорят с акцентом, но нет, вот такой у них говор. Иосиф рассказал нам немного о жизни в колонии, что, например, у них недавно запретили телевизоры и айпады. Зарабатывают они в основном натуралным хозяйством. Например, посевами, для этого колония купила немало современной техники — трактора, комбайны.

old believer equipment in uruguay Сам он жил и в других коммунах в США, Канаде. А сейчас вернулся сюда в Уругвай. Когда мы ему рассказали, что приехали сюда, так как нам интересно, и хочется пообщаться, узнать как тут люди живут, он как-то странно сказал: «Ну да, можете пообщаться — вон в тот дом сходите, или вон в этот можете». Мы пошли ещё раз по улице, но в дома все равно постеснялись стучаться. Также я не решился фотографировать в колонии, явно чувствовалось, что этому здесь не будут рады. Посему тут не будет фотографий самих староверов, хотя они выглядят крайне интересно и колоритно. Сделал только аккуратно пару снимков играющих ребят, они уже выложены выше.

 Какая-то фантастическое место. Во-первых — много молодёжи, что уже само по себе впечатлительно для такого небольшого поселения. Во-вторых, какая это молодёжь! Они не пьют, не курят, матом не ругаются, а просто веселятся и играют во всякие старинные игры. Взрослые — почти все с бородами. И лица все чисто славянские, такого уже давно и в нашей деревне не встретишь.

Кстати, с русскими из Сан-Хавьера, староверы не желают общаться. Я про это слышал до поездки, нам это же рассказал и Александр, а теперь стало ясно почему.

 Однако, поняв, что ещё какое-либо общение вряд ли получится, а лезть в людям в душу против их воли, не в наших правилах, мы решили отчаливать домой. Тем более, что уже вечерело, а хотелось ещё засветло добраться хотя бы до трассы. Мы плавно двинулись по грунтовке, раздираемые противоречивыми чувствами. С одной стороны мы были сильно впечатлены увиденным. С другой — немного раздосадованы тем, что как-то полноценного взаимодействия не получилось. Думали ещё: «А может вернуться, и ещё попытаться наладить контакт?». Но что-то подсказывало, что лучше уже ехать домой.

 Часть староверов живёт немного в отдалении от колонии. Мимо одного такого хутора мы как раз проходили. Тут меня одолела мысль: «Зайдём, спросим дорогу на трассу. Если после вопроса они проявят к нам интерес, то тогда сможем пообщаться с ними, а нет — ну не судьба». У входа в дом стояли два бородача и беседовали. На наш вопрос о том, где тут трасса на Монтевидео, они не смущаясь ответили: «Вот там, дорога будет, повертайтеся налево, опосля ещё километров 6-7, там автобусы будут». Далее бородач даже подробно рассказал, когда будут автобусы в Монтевидео, но интереса никакого к нам не проявил. Такое впечатление, что по их глуши каждый день кто-нибудь проходит и спрашивает по-русски дорогу…

 С другой стороны, обдумывание подобного казуса навело меня на следующую мысль. Если бы они жили в обычной деревне, то наверняка бы заинтересовались. А так они живут в крайне удалённом от цивилизации месте и все контакты с цивилизацией для них представляют не очень высокий интерес, и не важно с какой — уругвайской или русской.

 Далее стоп был на редкость удачный. Повернув с грунтовки на глухую асфальтовую дорогу, мы сразу застопили грузовик, довёзший нас в кузове до трассы на столицу. Оттуда в течении минут 15 уехали на грузовике до города в 100 км от М-део, а там уже в 22.30 вечера в течении 10 минут остановилась фура уже до столицы. Тоже, может, неслучайно так всё было?

 Увиденное после переосмысления приводит в состояние шока.. Это же просто фантастика, что вот люди в такой изоляции умудряются сохранять не только свой язык, но и свою культуру. Люди, которые не одно поколение назад уехали из родной страны. То есть возможно в колонии вообще нет людей, которые когда-либо там жили. Однако они умудряются передавать детям свой язык, свои традиции, свою веру таким образом, что эти дети, вырастая, её передают и своим детям. И это при том, что в самой России староверов уже практически не осталось, они все в основном живут по заграницам. Это как раз то самое «настоящее» чего так и хочется встретить и ощутить в путешествии, особенно когда наблюдаешь специально построенные для туристов всякие национальные деревни. Нам, наверное, в этом плане очень повезло — французы вряд ли смогут найти таких французов, какими они были 100, 200 лет назад. Равно как и немцы, англичане, поляки. А мы можем. Но к этому настоящему можно только немножко прикоснуться, нельзя его ощутить в полной мере. Я бы написал «к сожалению», но кто знает, может это и к лучшему. В принципе, наверное, не случайно они забрались в такую глушь (от второстепенной трассы надо ехать километров 8-10 по глухой дороге, а потом ещё 5 в сторону по грунтовке. Они живут там сами по себе и, похоже, не очень жаждут, чтобы к ним приходили чужие и лезли с расспросами. Так зачем же тогда им мешать? Дай Бог им удачи и сохранения их традиций ещё на многие годы или десятки лет.

 Хотя, допускаю мысль, что может быть нам просто не очень повезло. Но с другой стороны можно считать большой удачей знакомство с Александром в Сан-Хавьере, так бы мы и не встретили бы может никого русскоговорящего там.

Ну а вообще, попробуем ещё посетить такие же колонии в Аргентине, Боливии, Бразилии.

http://griphon-275.livejournal.com/166825.html

Реклама

Об авторе old believers

Old Believers and Old Ritualists Join us if you want to make our Old Believer and Old Rite Church pure! Paul, Max and all our faithful team
Запись опубликована в рубрике Old Believers, Russia, Uruguay с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s