South America’s Old Believers: Part 2: Argentina

Продолжаем знакомить наших читателей с путевыми заметками одного из русских путешественников по Южной Америке. В предыдущий раз он описал свою встречу с уругвайскими старообрядцами, сегодня же его статья о старообрядцах Аргентины.

+++

Пишет Georg_275 (griphon_275)

2012-10-04 17:08:00

 Местонахождение: Буэнос-Айрес, Аргентина 

 Снова староверы

 Прибыли позавчера ВНЕЗАПНО поздно-поздно вечером в Буэнос-Айрес! Как всё тут непривычно после почти двух месяцев, проведённых в мелких патагонских городках, деревнях и природе.. А здесь многоуровневые развязки, небоскрёбы, пробки, забитое метро, куча людей на улицах.. Такое ощущение, будто из отпуска вернулись.

Ну а позавчера мы побывали ещё в одной колонии староверов. Находится она на севере Патагонии под Чоэль-Чоэлем. Я изначально думал, что Чоэль-Чоэль — это мелкое село с тремя домиками, но оказалось — ничего подобного. Приехали на автовокзал — а там крупный зал ожидания, кафе с вайфаем, работающее круглосуточно. В общем всё хорошо, но совершенно непонятно, как тут искать тех, кто нам нужен. Их же немного и живут они скорее всего где-то на окраине.

Оказалось, что таксисты, как всегда, всё знают. Живут староверы не так далеко от города — в 8 км. На такси туда и поехали — транспорта то общественного, естественно, не ходит туда. Эта колония несколько отличается от уругвайской. Если в Офире староверы живут более-менее компактно, небольшой деревней, вокруг которой есть отдельные хутора, то тут все живут далеко друг от друга на таких хуторах. Сами они называют это «чакрами» (точнее, называют их так аргентинцы, ну а староверы — вслед за ними). Всего в окрестностях живёт около 30 семей. На один такой хутор таксист нас и завёз, заехав бесцеремонно прямо на участок.

В этот раз общение со староверами вышло более удачным. Хозяйка хутора — Ольга (по-старославянски Ольгя) оказалась довольно приветливой и гостеприимной тётушкой. Зашли к ней в дом, она нас чаем напоила, накормила макаронами, ну и посидели, пообщались. Живёт она с двумя детьми — дочкой Ольгой и сыном Серёжей, и мужем, который приехал несколько лет назад из России. Сама она родилась в Бразилии, где и жила долгое время, потом пожила в Уругвае, ну а затем они перебрались сюда в Аргентину. Рядом живёт её мама — семидесятилетняя бабушка Фетинья, которая тоже заходила в дом и пообщалась с нами. Фетинья родилась в Китае, под Муданцзянью. Как известно же, изначально староверы из России перебрались именно туда, когда пришла советская власть. А потом когда советская власть пришла и в Манчжурию, они были вынуждены оттуда перебираться. Многие перебрались в Канаду и США, ну а кто-то в Южную Америку, преимущественно в Бразилию (это потом они уже оттуда разъехались по разным странам — Боливии, Уругваю, Аргентине). У Фетиньи 9 детей включая Ольгу. Вообще, как известно, семьи у староверов большие, у одной семьи в той колонии 15 детей.

Чем же староверы занимаются на далёкой аргентинской земле? Да всё тем же — обрабатывают её, сеют, собирают урожаи. В Патагонии сельским хозяйством заниматься куда сложнее. Как известно — дождей там мало, приходится самостоятельно регулярно поливать посевы, причём поливать надо тоже грамотно. Чтобы земля была более-менее плодородной необходимо прорывать к ней каналы от главной реки региона — Рио Негро. Ольга же вообще, просто героическая женщина: помимо того, что сама сажает дыни-арбузы, ещё и вышивает на заказ платки, скатерти, одежду. И ещё успевает всё это ездить на мотоцикле в город и продавать всё вышеперечисленное. Ну и помимо этого практически сама поддерживает хозяйство, воспитывает детей, опять же сама всё готовит и шьёт всю одежду. Некоторые вещи присылают староверы из коммун в США, но с получением этих вещей часто возникают большие сложности. В общем «есть женщины в аргентинских селениях».

И опять же, если вспомнить, что эти люди никогда в принципе не бывали в России, однако говорят между собой только на русском языке, читают по-старославянски, то становится просто невозможно ими не восхищаться. Я вообще не представляю сколько должно быть внутреннего упорства, чтобы в такой практически изолированной среде можно было так поддерживать свои традиции, культуру, веру, язык и т.д., прививать всё это детям. Это вот, кстати, и ответ на вопрос — зачем нужна вера, религия. В колониях, где изначально религиозная составляющая не была сильна, родная культура после нескольких смен поколений уже практически утрачена (в том же Сан-Хавьере, например). Староверы соблюдают заповеди, ходят регулярно в церковь и, наверное, именно это им и позволяет не растворяться в чуждой среде.

В прошлый раз мне некоторые в комментариях написали: «вот, мол, всё же, стоило бы пофотографировать, хоть и тайком». Я тогда думал, что будь они более приветливы, я бы пофотографировал. Сейчас же, понял, что не в этом дело. Не положено по их вере, чтобы их фотографировали мирские. А если так, зачем людям создавать неудобства?

Пообщавшись, вернулись в город и пошли стопить на трассу, чтобы доехать в Баию Бланку, откуда планировалось сесть на поезд в Буэнос-Айрес. Но нам остановилась машина, которая шла прямо в Буэнос. И хоть до него была почти 1000 км, поздно вечером мы уже были здесь.

http://griphon-275.livejournal.com/176006.html

Advertisements

Об авторе old believers

Old Believers and Old Ritualists Join us if you want to make our Old Believer and Old Rite Church pure! Paul, Max and all our faithful team
Запись опубликована в рубрике Argentina, Old Believers, Russia с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s