Holy Trinity Russian Old Believer Church in Detroit, Michigan

Рассказ о поморской часовне во имя Святой Троицы в городе Детройт, штат Мичиган, об истории и замечательных людях этого прихода.

+++

Храм Святой Троицы в г. Детройте

Староверы Поморского согласия, живущие в американском городе Детройте, и его пригородах, это потомки тех русских старообрядцев, которые в 17 веке после никоновских церковных реформ удалились в леса и основали Выговскую пустынь, уничтоженную в царствование Николая I-го. После долгих гонений поморцы обосновались в Польше, после чего, начиная с середины 19 столетия, ими было начато переселение в Америку.

GW368H300Holy Trinity Russian Orthodox Old Believers Church of Detroit

 О жизни старообрядческой общины в одном из крупных промышленных центров США г. Детройте известно только но отрывочным рассказам среди старой русской эмиграции, тем более, что старообрядцы ведут замкнутый образ жизни, собираясь на богослужения в храме Святой Троицы. Во главе прихода стоит наставник отец Феодор. Кроме того приход имеет два кладбища, описание которых будет так же помещено в данной публикации. Народу в этот день собралось немного. Причин было несколько – будний день, не все работающие прихожане могут прибыть на службу, большинство же пожилых прихожан не в состоянии приехать в морозный январский вечер из отдаленных пригородов, да и район города в котором находится церковь не располагает к посещению его в темное время. Но тем не менее церковь не была пустая. Женщины с покрытыми головами в длинных черных юбках стоят в левой половине храма, мужчины в черных косоворотках в правой. «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа,» произносит наставник, начиная службу. В храме служится всенощное бдение в канун Рождества Христова в старообрядческой Святотроицкой церкви в американском городе Детройте, штат Мичиган.

 mW9qIbygxnt-NCCHHSG0UQ21036

 Старообрядцы, основавшие свой приход в г. Детройте, переселились из штата Пенсильвания, где они работали на угольных шахтах и жили в городке Мариана и его окрестностях.

Другая часть старообрядцев в поисках работы перебралась на север Пенсильвании в г. Ири. Первыми же русскими старообрядцами, поселившимися в г. Мариана, были выходцами из бывшей Сувалской губернии, что находилась на территории Польши, покинувшие свои поселения еще в середине 19 века. Начало возведения церкви относится к сентябрю 1935 года, а первая служба была на Рождество в следующем году, в только что отстроенном подвале. Средства на строительство храма поступали в основном из Пенсильвании, но работа по его возведению проходила в годы экономической депрессии, что отодвигало открытие прихода. В дополнение к этому у прихожан не было наставника. Поэтому для богослужений наставник был избран из числа прихожан. Им стал Фома Микулин (1861-1948). После Второй Мировой войны из Пенсильвании прибыли еще семей старообрядцев, что сказалось на пополнение общины и помощи в строительстве храма, которое завершилось лишь в мае 1949 г. Но к этому времени приход опять оказался без наставника. На крещения , исповеди, венчания, похороны приезжали наставники из Ири и Марианы. Лишь начиная с 1952 г. община обрела наставника Власа Новитского, который служил до своей кончины в 1975 г. После его смерти наставничество принял Гавриил Самуилов (1905-1985).

4B1fI3-YqNEU88MysbtPEA24310

 Святотроицкий храм находится вблизи центральной улицы пригорода Детройта Хамтремка, который еще называют польским городом. Об этом можно догадаться по вывескам на магазинах, по названиям улиц с польскими именами. Саму же церковь окружают старые частные дома. Рядом находится каменное здание, в котором прихожане собираются для собраний и трапез. Продолжается служба. Входящие в церковь, в притворе троекратно кланяются, и, осеняя себя крестным знамением, проходят внутрь храма. В середине богослужения читается Поучение: «В сей день празднуем Рождество Христово, егда истинный Господь наш Исус Христос по своему изволению милуя и щадя нас, нашего ради спасения благоизволил родитися от Причистыя Девы Марии. Прежде Бога сего Рождества Господня, род человеческий в неверствии быв, и незнаяше святого крещения, и неимеша Бога святых Божьих церквей, и святых праздников., того ради Господь наш Исус Христос, просвятил нас своим крещением, и научил нас веровати во Христа, яко Он Создатель наш истинный Бог, и предадел нам святую и православную веру, и устроил нам святыя церквы. И даровал нам священныя книги, на утешение и на спасение, и повелел нам праздники праздновати, молитвою и молением, и милостынею, чистотою и любовию, и провожати нам честно подобает оный праздник, и хвалити и славити непрестанно,…

 Нынешний наставник отец Феодор Феодоров приходит в церковь задолго до начала службы. Бережно раскладывает богослужебные книги, перед тем как найти нужную страницу, открывая книгу, троекратно крестится, произнося молитву. К службе зачастую приходит пешком. Живет он со своей семьей рядом с церковью в небольшом доме. Приехал он из Польши в 1983 г. из окрестностей г. Сувалки, с тех самых мест, из которых в Америку прибывали предки нынешних старообрядцев.

 Прихожане приезжают к службе примерно за полчаса до ее начала. Это время они используют для общения. Между ними идут разговоры о прошедших и предстоящих событиях в их жизни, обсуждаются приходские дела и т. д. После службы никто не задерживается. Все выходят из церкви и разъезжаются. Так происходит в дни традиционных субботних богослужений, которые начинаются в 4 часа дня, и в праздничные дни не попадающие на воскресение. После утренних воскресных служб все остаются на трапезу.

xlJAO0IfbYp02rNwpaW-Vw21002

Продолжается чтение Поучения: «О горе тем людем, которые замышляют позорища бесовское, и которыя ходят на игрища бесовское, на радость сатанину. О горе тем людем, иже претворяются в бесовския темныя образы, те бо люди мерзки суть Богу. О горе тем людем, которые ходятна бесовское игрища. Не того бо ради нощь сотворена есть, и не ради тех бесовских игр. Нощь бо сотворена есть, телу на покой, а души на спасение. О горе тем женам, и девицам, которые Бога прогневают, и по игрищам ходят., тем диавола веселят, и чистоту свою погубляют. О горе тем отцем, которыя пущают своих детей на игрища бесовское… .»

 При знакомстве с прихожанами Святотроицкого прихода чувствуется настороженность старообрядцев к людям, пришедших в их общину извне. На таковых распространятся и правило стояния в притворе во время службы. Так они охраняют неприкосновенность своей веры, наученные из поколения в поколение беречь свои традиции, русский язык. Богослужения в храме ведутся на церковно-славянском языке. Все молящиеся в храме, в независимости от того, родились ли они уже в Америке, или приехали из польских Сувалок – все они говорят по-русски.

 Михаил Данилов родился в Сувалках (Польша) в феврале 1888 году. В 1906 г. он вместе с семьей приехал в г. Мариану (Пенсильвания). Первой его работой, как и большинства старообрядцев, стала работа на угольной шахте. В окрестностях Марианны еще несколько городков преимущественно с русским и итальянским населением – Вестабург, Кокбург, Чарлирой, Еллсуворт и др. К примеру в Кокбурге в начале 20-го столетия проживало 1200 человек из которых четверть русские старообрядцы-поморцы. В 1910 г. в Марианне был возведен храм Николая Чудотворца. Именно в этом городе к настоящему времени сохранилась основная группа старообрядцев.

 В 1929 году семья Даниловых перебирается в Детройт. В то время еще не была построена церковь, службы совершались в доме семьи Шуваловых. Сын Михаила Данилова Гавриил живет со своей женой в одном из северных пригородов Детройта. Гавриил Михайлович вспоминает, что в детстве под влиянием подростков из других старообрядческих семей он не хотел учить русский язык, оправдывая это тем, что он живет в Америке и знать русский не обязательно. Но без знания русского языка невозможно понимать церковную службу. Поэтому, будучи подростком, он не стал ходить в церковь. И только после выхода на пенсию он стал интересоваться богослужением, и однажды попросил отца Феодора научить его читать хотя бы один молебен на церковно – славянском языке. Сейчас Гавриил Данилов помогает отцу Феодору в богослужениях. Одна из трех его дочерей Евдокия ездила вместе с мужем в Ростов-на-Дону и взяли из детского дома на воспитание мальчика, назвав его Антоном. Вспоминая свои детские годы, Гавриил Михайлович рассказал об одной традиции старообрядцев. После рождения в семье ребенка родители клали на божницу православный крест. Когда дочь или сын подрастали, крест хранился в божнице, и только по достижению 22-25-ти лет, когда дети покидали родительский дом, им отдавались кресты. Гавриил Данилов имеет трех дочерей, и он хранил для них три креста до того времени как они покинули дом.

 В старообрядческих семьях бережно хранятся богослужебные книги, которые передаются из поколения в поколение. Гавриилу Данилову перешли от отца часовник и тропарь. В часовнике имеется указание, что он был напечатан при патриархе Иосифе в царствование Алексея Михайловича, и что настоящий часовник точно перепечатан со старого в Москве при Преображенском богадельном доме в 1917 г.

 О детройтской общине беспоповцев не встречается упоминаний у исследователей, занимающихся старообрядчеством на американском континенте. К примеру в журнале «Русский Американец» в номере 21 за 1997 г., в котором сравнительно много материала было посвящено старообрядцам в Северной Америке. В статье «Русские старообрядцы в Соединенных Штатах» ее автор Присцилла Карраско пишет: «В наше время в Америке имеется семь колоний староверов – одна на Аляске, две в Канаде, по одной в Орегоне, Монтане, Нью-Джерси и Пенсильвании.»

 Детройтские беспоповцы находятся в тесном общении с общинами в штатах Орегон и Нью-Джерси. Из Нью-Джерси они получают иконы, из Орегона богослужебные книги, хотя, как говорит отец Феодор орегонская община держится особняком от всех остальных.

 В доме наставника Святотроицкого прихода отца Феодора висит в рамке увеличенная цветная фотография его дома, рядом с которым коровник и другие хозяйственные постройки. На заднем плане его родная деревня Водилки, где он родился в 1923 г. По его словам до начала Второй Мировой войны в окрестностях Сувалок находилось порядка 20-ти старообрядческих деревень – Лешево, Раштоболь, Аипина, Клинорез, Буда, Жилины, Александрове, Марьяново, Соколове, Орлово, Бокши, Вески, Пиявна, Вальна, Прямишки, Беломоры, Жлобинок, Посаянка. С началом войны многие семьи переселились в Латвию. Деревни опустели. Сейчас в родной деревне отца Феодора живет 20 семей, в ней же стоит деревянный храм Тихвинской Богородицы.

 Отец Феодор находится в молитвенном общении с другими поморскими общинами на территории США. Ему приходится часто бывать в приходе г. Марианна, не имеющем своего наставника, совершать обряды крещения, венчания, погребения. Был он и другом пенсильванском городе Ири, и в штате Нью-Джерси, где в г. Меллвиль находится еще одна старообрядческая община. Мечтой отца Феодора остается посещение Аляски.

 Старообрядцы с сожалением говорят о заметной малочисленности молящихся во время церковных богослужений. Сказываются все более частые смешанные браки. Зачастую дети и внуки прихожан не бывают на службах из-за незнания русского языка. Да и рядом с церковью уже не живет большого количества семей как это было раньше, когда можно было всем прихожанам попасть на богослужения, пройдя несколько кварталов. Есть случаи, когда некоторые старообрядцы оставляют свой приход и переходят в православные юрисдикции. Но тем не менее, благодаря усилиям и великому терпению старшего поколения, приход живет повседневной жизнью. Любые погодные условия, будь то проливной дождь, сильная метель, снегопад или мороз не могут повлиять на совершение службы. В любую погоду перед началом службы дверь в храм открыта. Среди помогающих наставнику каждое богослужение на клиросе поет Анна Голубовская. Ей 89 лет. Отстояв долгую воскресную службу, она отправляется на кухню оказать помощь в приготовлении обеда. Она приезжает на каждое субботнее богослужение. Наиболее напряженным для ее временем всегда бывает большие церковные праздники с частыми службами, но она никогда не показывает своей усталости – все ее силы направлены на приходские нужды.

 Закончилась долгая шестичасовая служба. Прихожане перед уходом поздравляют друг друга с наступающим Рождеством. У всех праздничное настроение. Отец Феодор всю предстоящую неделю будет посещать дома прихожан, славя Рождество Христово. Наконец, ненадолго задержавшись внутри храма, все выходят на пустынную улицу, и торопятся в этот морозный январский вечер быстрее добраться до своих жилищ. Время близко к полуночи.

 К северу от Детройта расположены два старообрядческих кладбища. Участки под них были куплены почти одновременно. Это было связано с внутри приходскими разногласиями между цековным братством и остальными прихожанами. В 1940 г. на первом купленном участке под кладбище был установлен большой каменный крест. На этом кладбище более 70-ти погребений.

 На надгробиях имена старообрядцев. Надписи на церковно-славянском, английском, Многие фамилии изменены, и приближены к американскому звучанию. Это происходило по причине трудности произношения американцами русских фамилий. Поэтому Куприяновы стали Кариан, Персиановы – Петерсон, Шуваловы – Шей, Семеновы – Саймон, и т. д. Нередко имена погребенных выбиты на памятниках по русской и английской транскрипции. К примеру на одном из надгробий верхняя строка на церковно-славянском указано, что здесь похоронен Ипатий, Под ней начертано по-английски имя усопшего Ипатия – Уильям Уильяме. На обоих кладбищах есть могилы, принадлежащие нескольким поколениям одной семьи. Это Микулины, Новитские, Семеновы-Саймоны, Лукьяновы др. Старообрядческие кладбища являются единственными русскими кладбищами в окрестностях Детройта. Погребения представителей других групп русских эмигрантов находятся на обычных городских кладбищах. За редким исключением на двух-трех кладбищах есть участки для погребения прихожан русских православных церквей.

 Некрополь старообрядческих кладбищ был составлен в августе 1998 г. и дополнен в 2002 г.

 А.А. Любимов

31 Октябрь 2009

http://www.pomorian.org/archives/446

http://oldbelievernews.livejournal.com/2675.html

Реклама

Об авторе old believers

Old Believers and Old Ritualists Join us if you want to make our Old Believer and Old Rite Church pure! Paul, Max and all our faithful team
Запись опубликована в рубрике Old Believers, Poland, Russia, USA с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s